Цель проекта: Обобщить знания детей, помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность. Задачи проекта: 1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности. 2.Уточнить и систематизировать знания детей об окружающей природе, подвести к усвоению понятия «экология». 3.Воспитывать бережное отношение к природе Актуальность проекта: Началу проекта послужила задача формирования у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к природе, дать ребёнку знания об окружающей его природе, желание узнавать новые факты, способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека. Данная тема является актуальной, так как, расширяя знания детей о природе, мы способствуем: - формированию мыслительных процессов, - знакомству с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, - неповторимости, величия, силы и красоты природы, - расширение общего кругозора детей. отношение к природе, приучать выражать свою заботу в полезной деятельности. Сроки исполнения: Краткосрочный (две недели ) Этапы проекта: 1 этап: подготовительный. 1.Подобрать методическую, научно - популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме. 2.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности. 2 этап: реализация проекта. 1. Проведение бесед с детьми. 2. Исследовательская деятельность (рассматривание деревьев, кустарников на прогулке, их отличительные особенности) 3. Расширение знаний детей об окружающем мире природы, разбираться в причинно – следственных связях между явлениями и процессами в природе: "всё связано со всем",- понятие единства, что важно для понимания экологических закономерностей. 4. Проведение пальчиковой гимнастики, подвижных, сюжетно - развивающих игр, дидактических игр. 5. Чтение сказок, кукольный театр, заучивание стихов, загадывание загадок по теме. 6. Рассматривание картинок леса, его обитателей. Презентация «Кто живет в лесу». 7. Просмотр мультфильма «Про Эколят - молодых защитников природы» 3 этап: заключительный 1. Способствовать раскрытию интересов и возможностей каждого ребёнка, предоставить им возможность самореализации по охране окружающей природы. (Не мусорить, не обрывать веточки, не пугать птиц, животных и т. д.) 2. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 3. Праздник «Эколята –дошколята» Ход праздника. Ведущий. Здравствуйте ребята! Давайте вспомним, как их зовут наших защитников природы. (Ведущий показывает на эколят, расположенных на стене зала, а дети называют их имена). Правильно, Умница, Елочка, Тихоня и Шалун. Что ж тогда начнем! Начнем с разминки. Разминка «Бывает – не бывает» Ведущий. Я называю признаки времен года, а вы говорите, бывает или не бывает Ледоход летом (не бывает) Листопад летом (не бывает) Дождь летом (бывает) Роса зимой (не бывает) Заморозки весной (бывает) Гроза летом (бывает) Метель летом (не бывает) Радуга летом (бывает) Град летом (бывает) Буран летом (не бывает) Иней зимой (бывает) Туман осенью (бывает) Капель летом (не бывает) Иней летом (не бывает) Мороз летом (не бывает) Лужи зимой (не бывает) Ведущий. Молодцы. А теперь начинаем выполнять задания. Итак, в первом задании вам предстоит показать знания о воде и ее состояниях, где, когда и какой она бывает Задание 1. Игра «Где снежинки?» (дети 5-7 лет) Дети идут хороводом вокруг разложенных на полу карточек с изображением различных состояний воды: водопад, лужа, снег, лед, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Детям надо выбрать нужные картинки, поднять их и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Ведущий. Ну что ж, вы справились с первым заданием. Что такое лес? Сосны до небес, Березы и дубы, Ягоды, грибы… Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Сейчас мы проверим, что вы знаете про животных леса. Задание для детей средней группы. Игра «»Кто, где живет» У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю. Ведущий. Отлично. Вот это знатоки животного мира! Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний». 1. 2. 3. 4. 5. 6. заяц, ёж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; пчела, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7. таракан, муха, пчела, майский жук; 8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9. лягушка, комар, жук, бабочка; 10.стрекоза, мотылёк, шмель, воробей. Ведущий. Теперь я предлагаю поиграть вам в интересную и волшебную игру . Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. Я произнесу волшебные слова заклинания и игра начнется (Звучит музыка, напоминающая дождь). Игра «Ходит капелька по кругу» Я – Тучка, а вы – мои детки-капельки и нам пора отправляться в путь. (Звучит музыка) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавалиплавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. Ведущий. Превращаю вас обратно из капелек в детей: Киглики-миглики, шаранды-баранды! Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе, что можно делать, а что нельзя? (ответ детей) Хорошо, давайте проверим, это будет следующее ваше испытание. Презентация «Правила поведения в лесу» В ходе просмотра презентации детям надо давать правильные комментарии к картинкам. Ведущий. Ну что ж продолжим? Следующим заданием мы проверим, как вы знаете обитателей земли, воды, воздуха. Игра «Земля, вода, огонь, воздух» Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч комунибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры. Ведущий. И тут вы снова заработали оценки отлично! Следующее задание – собрать картинки, на которых изображены эколята. Собери пазлы «Эколята – молодые защитники природы» Детей делят на 4 команды, каждая собирает одну картинку, на которой изображен один из героев: Умница, Тихоня, Елочка, Шалун. Ведущий. Чтоб купаться в реке, видеть звезды, вдыхать аромат цветов, чтобы и завтра и послезавтра, и каждый день мы могли сказать: «Доброе утро, Земля!», давайте любить и беречь нашу Землю!